Международные перевозки в современном мире – обычное, широко распространённое явление. Сегодня из одной страны в другую, равно как и с одного континента на другой, перевозят товары самых разных категорий и самого разного предназначения, что позволяет развивать торговые связи и приобретать за рубежом то, чего днём с огнём не найти в своей стране. Одним из важных направлений во всей этой торговой и транспортной динамике является перевозка ценных грузов. Её не случайно считают одним из самых сложных направлений, ведь она требует соблюдения целого ряда правил, игнорирование которых приведёт к крупным потерям.
Перед тем, как изучать правила перевозки ценных грузов, нужно определиться с самим этим понятием. С одной стороны, независимо от особенностей груза, для любого владельца он является важным и ценным, и он стремится к тому, чтобы максимально обезопасить его во время транспортировки. С другой же – принято выделять категорию особых грузов, которые называют ценными. Их можно разделить на три большие группы:
Ценный груз первой категории – это:
Что касается второй группы, то она включает в себя вазы, люстры, скульптуры, изделия из хрусталя и керамики, прочее. Животным и растениям, которые нужно перевезти, обеспечивают особые условия и уход, в том числе и наблюдение ветеринаром. Доставка ценных малогабаритных грузов высокой стоимости может потребовать задействования бронированного автомобиля, оборудованного охранной техникой. В таких ситуациях привлекают специалистов транспортно-охранной службы, которые ещё и обеспечивают охрану во время перевозки.
Компании, которые занимаются перевозкой ценных грузов, обязаны соблюдать меры безопасности при их хранении на своих складах, в процессе погрузки в транспортное средство для перевозки, таможенного декларирования и непосредственно самой транспортировки. Обработка ценных грузов осуществляется как отдельной категории с обеспечением специального обслуживания и повышенных защитных мер. Сведения о ценности, виде ценного груза, маршруте, по которому его будут перевозить, условиях и месте хранения являются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Персоналу сообщают исключительно ту информацию, которая необходима ему для выполнения своих служебных обязанностей.
Помимо этого, перевозка ценных грузов автотранспортом требует предварительной проверки автомобиля перед выходом на маршрут, поскольку важно исключить его поломку во время перевозки. В процессе используют автомобиль, оборудованный системой сигнализации, навигации и слежения: это важно, поскольку сам по себе ценный груз существенно повышает риски его кражи. Другие правила и особенности перевозки ценных грузов заключаются в следующем:
Последнее актуально если речь идёт об особо ценных грузах. Привлечение охраны поможет предупредить целый ряд рисков и форс-мажоров. Бронированный кузов – тоже отличный способ исключить вероятность кражи, а мониторить состояние объекта, расположенного в нём, из кабины поможет видеокамера. Хорошо, если в процессе перевозки ценных грузов водитель имеет возможность легко и быстро связаться с диспетчером. Что касается маршрута, по которому осуществляется транспортировка, то он должен быть максимально коротким и безопасным. По этой причине его подбирают предварительно, учитывая и особенности дорожного покрытия.
Чаще всего перевозка ценных грузов осуществляется автомобильным транспортом. При этом даже если он представлен одним небольшим коробом – его помещают в отдельный автомобиль, не смешивая с другими грузами, которые идут обычным отправлением. В процессе используют вариант с минимальным остеклением и кузовом из цельного металла или бронированным. Сам автомобиль должен быть оборудован системами слежения, GPS и средствами связи.
Внутри кузова устанавливают видеокамеры, а доступ к грузу обеспечивают исключительно с одной стороны. Такой подход существенно затрудняет работу злоумышленникам. Если ценный груз, подлежащий перевозке, неустойчив и хрупок, кузов должен располагать мягкой обивкой и системой креплений, которые исключат его смещения и падения. По этой причине подбирают автомобили, оборудованные стропами, покрытием кузова “Anti-slip” и такелажными рейками.
Перед упаковкой ценный груз должен быть осмотрен ответственным лицом, после чего на него наносят маркировку и пломбируют упаковку. Важно застраховать его, а также – оформить пакет документов: сертификаты, аттестаты, таможенная декларация. Это важно, поскольку отсутствие любой из необходимых бумаг приведёт к задержкам на таможне. Что касается подготовительных мероприятий, то они предусматривают осмотр и детальное описание ценного груза. В нём указывают любые обнаруженные в процессе дефекты.
Что касается упаковки, то она должна скрывать груз от глаз, быть закрытой, опечатанной и зафиксированной в автомобиле. Его кузов тоже пломбируют. Перевозка особо ценных грузов осуществляется в боксах, изготовленных из пластика, древесины или плотного картона. Каждую единицу товара взвешивают, упаковку маркируют. Для этого используют наклейки с соответствующими надписями: «хрупкое», «не переворачивать», «беречь от влаги», «верх»/«низ». Для пломбировки используют стандартные пломбы, на которых можно легко прочесть буквы и цифры. Сведения о пломбах вписывают в накладную.
Маршрут следования должен быть проработан во всех деталях, важно чтобы он был максимально коротким и безопасным. В процессе учитывают целый ряд пунктов, в частности:
Кроме того, определяют контрольные точки, достигая которых водитель или охранник должны связываться с диспетчером и уведомлять его о состоянии дел. Чтобы исключить риски нападения в тёмное время суток, большую часть пути автомобиль преодолевает днём.
Сопровождение практикуют для особо ценных грузов и в случаях, когда владелец желает исключить любые риски. Сопроводителями могут выступать:
Охранники, как правило, не входят в штат транспортной компании, их заказывают отдельно и едут они нередко в отдельном автомобиле. В их функции входит проверка целостности пломб и состояния кузова во время остановок с уведомлением ответственного диспетчера.
Ещё одним достаточно популярным, несмотря на свою дороговизну, видом транспорта для перевозки ценных грузов является авиационный. Здесь тоже действуют свои правила приёмки хранения и доставки, основные из которых заключаются в следующем:
Сотрудники аэропорта проверяют правильность оформления и наличие всех документов, сопровождающих ценный товар, а также – надёжность его упаковки, количество мест и общую массу. Если она составляет менее тридцати килограммов, взвешивание происходит на весах с точностью до пятидесяти граммов. В период приёмки и нахождения в зоне ответственности осуществляются регистрационные записи, в частности – фиксируют следующее:
Регистрационные записи подписывает ответственное лицо. Что касается проверки состояния груза, то её проводят достаточно часто для того, чтобы гарантировать его безопасность. При необходимости, по требованию владельца груза или перевозчика, в процессе перевозки из аэровокзала до самолёта присутствуют охранники.
Помогаем с перевозкой и доставкой личных вещей под ключ, все заботы возьмём на себя
ПодробнееДля максимальной безопасности могут применяться разные устройства, в том числе и специальные сумки. Их задействуют если позволяют габариты ценного груза, при этом на каждой сумке должна быть бирка, на которой указывают аэропорт прибытия и номер накладной. На самих сумках должна присутствовать кайма ярко-оранжевого цвета, а сама она должна надёжно закрываться или запечатываться.
В том случае, если нужно транспортировать груз, который нуждается в особой защите, используют специальные контейнеры и ящики, которые:
Печати, которые применяются в процессе для безопасности хранения, должны храниться в специальном сейфе с ведением соответствующих записей, в которых указывают: их номер, ФИО лиц, которые их получают, времени и даты выдачи, номера рейса и аэропорта назначения.
Перевозка от грузового терминала до самолёта согласуется и подготавливается ответственными лицами. При этом в обязательном порядке информируют руководство аэропорта, причём не только отбытия, но и прибытия. Кроме того, уведомляют командира воздушного судна, а также – транзитные пункты на его пути. Для этого отправляют предупреждающие телеграммы или используют другие доступные способы, соблюдая при этом конфиденциальность информации.
Перед проведением погрузочных или разгрузочных работ ответственное лицо обязано осмотреть упаковку ценных грузов на наличие повреждений или отсутствие пломб. После этого:
Если на судне имеются сейфы, в них укладывают сумки или неупакованные ценные грузы. После этого их закрывает уполномоченный на совершение таких действий специалист. Если сумки, контейнеры и боксы не применяются, ценный груз располагают в специальной области багажного отделения самолёта, выделенную перевозчиком. Эти работы, как и все другие, проводятся в присутствии уполномоченного персонала.
Только он имеет право взламывать пломбы для погрузки или выгрузки ценных грузов, при обязательной фиксации их номеров. Последняя необходима и при установке новых печатей и пломб. Все мероприятия по разгрузке воздушных суден и обеспечению безопасности ценных грузов согласовываются с руководством аэропорта, а также – специалистами, которые отвечают за обслуживание и обработку грузов.
Целостность пломб и упаковки должна быть проверена до того, как начались разгрузочные мероприятия. Любые выявленные дефекты должны быть зафиксированы. Снятие печатей допускается только в отделе грузов или таможенном пункте. Если налицо признаки подделки или пропажи ценного груза, сотрудники аэропорта немедленно приступают к его розыску и оповещают страну, из которой он прибыл. Местные власти ставят в известность только после консультирования с перевозчиком.
Как уже упоминалось, перевозка ценных грузов – задача непростая, поскольку сам по себе он может быть достаточно требовательным к условиям хранения и транспортировки. К тому же, дорогие предметы, представляющие собой особую ценность, всегда привлекали злоумышленников, желающих поживиться за чужой счёт. Обеспечить должный уровень их защиты и доставить получателю в целости и сохранности способны только профессионалы, которые располагают соответствующей материально-технической базой и обученным персоналом.
Статьи по теме